вторник, 16 апреля 2013 г.

Герой нашего времени



Нет  ничего  парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести  до  того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми  они  уничтожают свои предупреждения, очень оригинален; чтоб выучиться  их  диалектике,  надо опрокинуть в  уме  своем  все  школьные  правила  логики.  Например,  способ обыкновенный: 
Этот человек любит меня, но я замужем:  следовательно,  не  должна  его любить.
     Способ женский:
     Я  не  должна  его  любить,  ибо  я  замужем;  но  он  меня  любит,   -
следовательно...
     Тут несколько точек, ибо рассудок уже  ничего  не  говорит,  а  говорят
большею частью: язык, глаза и вслед за ними сердце, если оно имеется.
     Что, если когда-нибудь эти записки попадут на глаза женщине? "Клевета!"
- закричит она с негодованием.
     С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают (за что  им  глубочайшая
благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в  самом  деле,  в
простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же  поэты  за
деньги величали Нерона полубогом...
     Не кстати было бы мне говорить о них с такою злостью, -  мне,  который,
кроме их, на свете ничего не любил, -  мне,  который  всегда  готов  был  им
жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию... Но  ведь  я  не  в  припадке
досады и оскорбленного  самолюбия  стараюсь  сдернуть  с  них  то  волшебное
покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает.  Нет,  все,  что  я
говорю о них, есть только следствие

     Ума холодных наблюдений
     И сердца горестных замет.

     Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали,  как
я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор,  как  их  не  боюсь  и
постиг их мелкие слабости.
     Кстати: Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом, о  котором
рассказывает Тасс в своем "Освобожденном  Ерусалиме".  "Только  приступи,  -
говорил он, - на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что  боже  упаси:
долг, гордость, приличие...  Надо  только  не  смотреть,  а  идти  прямо,  -
мало-помалу чудовища исчезают, и открывается  пред  тобой  тихая  и  светлая
поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на  первых  шагах
сердце дрогнет и обернешься назад!"